Онлайн торговля на АЗС продуктами питания

Можно ли использовать АЗС в качестве точки роста продаж?
Автозаправочные станции (АЗС) традиционно ассоциируются с покупкой топлива, однако сегодня они преображаются в многофункциональные торговые площадки. С ростом популярности онлайн-заказов, АЗС активно внедряют новые технологии для расширения своих коммерческих возможностей, превращаясь в удобные точки выдачи разнообразных товаров, включая продукты питания.

Walmart - первопроходец

Крупнейший ритейлер в мире, сеть Walmart, запустила в пилотную эксплуатацию новую роботизированную систему выполнения онлайн-заказов покупателей с выдачей через специальный пункт, встроенный в традиционный для сети гипермаркет.

Проект реализован совместными усилиями Walmart и стартапа Alert Innovation и носит название Alphabot. Пилотная система запущена на территории гипермаркета сети в городе Салем штата Нью-Гэмпшир, целевая аудитория – покупатели на автомобилях.

Отпуск продуктов на регулярной основе начнется 1 октября, после чего новые технологии будут переведены в режим коммерческой эксплуатации до конца текущего года. В состав системы входят автоматические беспилотные тележки, которые будут доставлять собранный на складе заказ и привозить их на ленту выдачи заказчику.
Проект также включает в себя Pickup Tower, точку, где покупатели смогут вернуть онлайн-заказы меньше, чем за 1 минуту; сканер полок Bossa Nova, использующий автоматизацию для проверки остатков, корректировки цены и недостающих товарных позиций; конвейерно-сканирующую систему FAST Unloader, автоматически сортирующую товары из ежедневных поставок в соответствии с отделом и приоритетностью по срокам реализации; программу CheckOutWithMe, обеспечивающую возможность расчетов по всей территории точки продаж без привязки к стационарному кассовому терминалу.

Из людей в рамках системы работает штат персональных помощников, контролирующих процесс формирования и выдачи заказа. Экономится время на процессах поиска и выбора необходимого продукта.

В своем блоге, компания пояснила, что возможности системы затронут большую часть ассортимента сети, деликатные и скоропортящиеся продукты в заказ будут собирать люди, а не роботы. Скорость обработки 95% заказов не будет превышать 7-8 минут. Сеть Walmart предлагает сервисы выдачи заказов в 1800 своих точек с планами на 2000 к концу 2018 года, причем Alphabot может начать доставку заказов на дом на 40% территории США.
Прорыв одной компании - стартовый сигнал для всей отрасли
Проекты, подобные Alphabot, символизируют собой ближайшее будущее торговли продуктами питания в онлайн-пространстве, которое будет выражаться в улучшение потребительского опыта в направлении скорости и легкоcти получения желаемого набора продуктов.
Проекты, подобные Alphabot, символизируют собой ближайшее будущее торговли продуктами питания в онлайн-пространстве, которое будет выражаться в улучшение потребительского опыта в направлении скорости и легкоcти получения желаемого набора продуктов.

И Wallmart здесь не единственный игрок: Amazon недавно также запустил в своем подразделении, нацеленном на торговлю продуктами питания,Whole Foods зоны drive-through выдачи товаров, рассчитанные на 30 минут как максимальное время обслуживания.

Пока что сервис действует в Whole Foods Market в Калифорнии и Вирджинии, больше штатов и городов добавятся до конца 2018 года. Члены премиальной программы Amazon Prime могут размещать заказы через приложение, указывая точку и время, где и когда им было бы удобнее всего забрать заказ.
Заказы на сумму $35 и выше должны оформляться в системе минимум за 1 час до предполагаемого времени выдачи, или за 30 минут, если их стоимость начинается от $4,99.Существует опция экспресс выдачи, когда клиент сообщает, где именно по пути в магазин он находится и что ему нужно, после чего выдается реальное время сбора заказа.

Сравнение с Amazon

Не только Walmart исследует новые возможности в сфере онлайн-торговли. Amazon, интегрировавший системы быстрой выдачи в свои магазины Whole Foods, также предлагает инновационные решения. Члены программы Amazon Prime могут воспользоваться быстрым сервисом сбора заказов через специальное приложение, что делает покупки еще удобнее.

АЗС vs. Ритейл или АЗС + Ритейл?

Еще один потенциально прорывной канал торговли по этой методике: сети АЗС. Не секрет, что многие из них (в США, Канаде, Японии) уже не просто расширяют предложение в сегменте продуктов питания, но принимают предзаказ и даже обкатывают доставку.

Другое дело, что их ассортимент и возможности по объемам отдачи заказов не смогут сравниться ни с Amazon, ни тем более с Walmart – однако никто не говорит о прямой конкуренции с сетями ритейла.
Почему бы не рассмотреть партнерство между двумя сторонами одного процесса: пока заправляется машина положить в ее багажник коробку с предзаказанными продуктами, сэкономив водителю время и нервы, необходимые для поездки в гипермаркет с его очередями, толпами людей в залах и проблемами с парковкой – кто бы из нас отказался от такой услуги?

В России такие услуги пока что не развиваются на систематической основе – существует огромная ниша, которую пока что не спешат заполнить ни сети АЗС, ни сети ритейла. Интересно, кто сделает первый шаг в этом направлении на нашем рынке: потенциал сервиса просто огромен.