Глава 7
Еда на АЗС: от забегаловки к ресторану быстрого питания
Стереотипы управляют общественным мнением, и их необходимо время от времени корректировать, пересматривать и отказываться от несправедливых оценок в пользу признания настоящего положения дел.
Хотите пример? Пожалуйста: «еда на АЗС – это всегда худший образец фастфуда, лучше потерпеть до дома, чем травится низкокачественными блюдами уровня придорожной забегаловки на заправке».

Такое мнение существует до сих пор, и обладает довольно крепким «рейтингом» среди своих носителей. С уровнем их убежденности в своей правоте по этому поводу может сравниться только уровень несправедливости таких суждений.

Да, скорее всего когда-то так и было: если вам удавалось найти на позднесоветской заправке какую-то еду, то, скорее всего, это был бы некий вариант шашлыка, бутерброды, салаты и пельмени. Все эти «деликатесы» готовились неизвестно кем, как и где, непонятно как хранились к вашему приезду, а про ингредиенты тактично умолчим.Как правило, форматом реализации фуд-концепта выбирался «кафетерий», что бы это ни значило.
Сегодня готовая еда на АЗС: огромный многомиллиардный глобальный бизнес, дорожащий своей репутацией, следящий за свежестью ингредиентов и качеством работы цепочки поставок. Только в США общий объем выручки, которую приносят дополнительные услуги и товары на АЗС, включая готовую еду, составляет 65–75% от общего оборота отрасли. В Европе тот же показатель фиксируется на уровне 60%.

В бизнес модели некоторых АЗС готовая еда оформляется в виде полноценные точек, способных поспорить по качеству с профильными заведениями типа кафе или глобальной сети фастфуда с большим брендом.
Эволюция через осознание
Почему раньше было так, как было и откуда «растут ноги» у стереотипа? Никакой конкуренции между АЗС в этом сегменте не существовало, как не обнаруживалась в природе и привычка посетителей заправок рассчитывать на хоть какой-то уровень сервиса.

Отрасли понадобилось осознать скрытые возможности нормального пункта питания на АЗС в плане привлечения автомобилистов и получения дополнительной выручки, чтобы процесс трансформации в этом направлении начался.

Внезапно выяснилось, что для открытия вполне себе качественного кафе при АЗС требуется существенно меньше денег, чем на запуск даже самого простого самостоятельного заведения, тогда как отдача вполне может оправдывать самые смелые ожидания.
При этом, хороших результатов можно добиваться даже с небольшим количеством посадочных мест и самым лаконичным меню. Также, если брать формат АЗС на трассе вне населенных пунктов, там можно развернуться и более масштабно за счет возможностей в плане использования прилегающих территорий для оборудования дополнительных посадок и даже расширения зоны кухни.

В этом, кстати, основное отличие цели заезда на АЗС в городе и вне его пределов: в населенных пунктах «поесть» – это скорее дополнение к «заеду-ка я заправиться», загородом – наоборот. Как бы то ни было, качественно организованное фастфуд-направление на АЗС – это всегда хорошо и приводит к повышению продаж топлива – минимум на 10%-15% в первые 12 месяцев.
Очевидные факты
Как эту трансформацию проходят разные сети, можно изучить на примере игроков российского рынка АЗС.

Посмотрим на глобального представителя этого рынка – Shell. Компания развивает формат общепита при АЗС DelibyShell, и подходит к процессу со всей серьезностью. Меню сети занимается настоящий шеф-повар с именем, происходят регулярные сезонные обновления в обширным освещением новинок на цифровых ресурсах компании и через промо-материалы внутри станций.

Просто цитата из весеннего меню Deli by Shell в 2019 году: «Гриль-дог от шефа с баклажаном на ржаной булочке, фруктовые корзиночки из песочного теста, круассаны с оригинальными начинками». В секции завтраки и перекусы: несколько видов запеканок из творога, сырники и даже парфе. В обед – картофельная лепешка и овощные маффины, множество сэндвичей, роллы, чиабатты, огромное количество круассанов и маффинов к кофе. Которого тоже насчитывается множество разновидностей.
Из особенностей – сэндвич с тамбовским окороком, чиабатта с хумусом, печеным баклажаном и томатной сальсой. Люди, что называется, заморочились! Даже если принять во внимание вероятность преувеличений касательно настоящего вклада шеф-повара в меню, все равно, звучит и выглядит все так, что на заправку стоит заглянуть исключительно из-за опций перекуса, и не выглядеть при этом отважным естествоиспытателем.

Идем дальше – финны из Neste делают упор на выпечку, которую пекут сами в профессиональных печах каждые 5-6 часов работы АЗС. Далее – вот так сюрприз – компания также использует компетенции шеф-повара с заявленным опытом работы в Gastrologic в Стокгольме и в Maaemo в Осло, который разработал первые меню в ряде не самых последних заведений Санкт-Петербурга. Концепция – учитывать национальные и региональные вкусы, продукты и привычки при разработке рецептов для блюд кафе при АЗС!

Здесь также работает принцип сезонности, а также вектор в направлении настоящего ресторана – как вам, к примеру, боул с морепродуктами, кускусом и гуавой? Также в меню - салаты и смузи, авторскиебургеры, сэндвичи и роллы.

DriveCafé сети АЗС «Газпромнефть» также акцентируются на свежей выпечке, сопутствующих товары и свежемолотомкофе, а также кормит блинчиками, кашами, сырниками, готовыми супами, тартильями, десертами и т.д.

Аналогичная ситуация прослеживается практически на любой сети АЗС и множестве несетевых игроков в сегменте.
Движение в сторону трансформации
Шаги в направлении таких титанических сдвигов в направлении трансформации «питательной» составляющей можно разбить на несколько основных блоков:

  • Осознание важности направления сопутствующих услуг в целом, фаст-фуда в качественном исполнении в частности: политическое решение о том, что компания относится к направлению общепита на АЗС как к полноценному бизнес-подразделению со всей серьезностью подхода в плане инвестиций, развития и управления;
  • Анализ собственной ситуации на рынке: локация, потенциальный интерес аудитории к еде, предложения конкурентов, реалистичный бюджет и кадровые ресурсы на развитие проекта;
  • Изучение передового опыта в этой области на примере мирового и местного рынка, выработка 2-3 наиболее перспективных сценариев развития;
  • Тщательный подход к проработке технических деталей проекта: оборудование, площади для его размещения, доступность необходимых инженерных сетей, кадровое обеспечение проекта.
  • Запуск и контроль качества сервиса на каждой стадии, от закупки ингредиентов, до хранения, приготовления и обслуживания покупателей.
5 базовых шагов в этом направлении гарантируют хороший, качественный старт фаст-фуд проекта на любой АЗС в любом регионе мира, включая Россию. Обязательное условие успеха – готовность постоянно учиться, как на своих собственных ошибках, так и на мировом опыте, особенно, если вы начинаете свой путь с нуля.

Не бойтесь выделяться, принимать неочевидные решения и идти непроторенным путем. Продумывайте все до мелочей – порой совсем небольшая разница в качестве сэндвича может стать решающим фактором выбора в вашу пользу по сравнению с конкурентами. Именно в таких мелочах и заключается базовая разница между уровнем «забегаловки» и качественным заведением общепита при АЗС.