Готовы ли российские АЗС к грузовому электротранспорту?

После анонса о запуске электрических грузовиков для доставки на российских дорогах, встает вопрос о том, смогут ли АЗС предоставить им необходимую зарядную инфраструктуру. Подготовка к революции в области электротранспорта — это важная задача для российского и глобального рынка. Генеральный директор РусХОЛТС — Александр Кузьмин — планирует ряд инициатив в рамках комитета Госдумы по Энергетике, занимающегося вопросами развития АЗС в стране. Но для планирования масштабных проектов в России нужно хорошо понимать конъюнктуру международного рынка.

Тренды 2024 года показывают, что логистическая отрасль переходит на более устойчивые источники энергии, и тяжелые транспортные средства делают еще один шаг в сторону электрификации. Экономические стимулы и регулирования в Европейском союзе, такие как Евро 7, готовят почву для более широкого внедрения электрических грузовиков в ближайшие годы. Заправки ожидают увеличения количества таких транспортных средств, а водители ищут точки зарядки по пути.

По данным исследования PwC, к 2030 году треть всех грузовиков в Европе, Северной Америке и Китае будут электрическими. Однако электрическим грузовикам пока что стоит преодолеть проблему «курицы и яйца», с которой когда-то сталкивались электромобили. Стоимость электрических грузовиков и инфраструктура для их зарядки могут стать преградой на пути их широкого распространения. Несмотря на эти трудности, рассматривается поэтапный отказ от дизельного тяжелого транспорта в пользу грузовиков с нулевым выбросом.

С учетом новых ограничений на тяжелый транспорт в крупных европейских городах, электрические грузовики уже являются правильным решением в нескольких регионах Европы. Только в 2023 году было зарегистрировано 5 279 новых электрических грузовиков и 5 166 электрических автобусов в ЕС.

Увеличение количества электрических грузовиков на дорогах создаст спрос на АЗС с зарядными станциями и ускорит развитие инфраструктуры подобных АЗС по всей Европе, особенно вдоль Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Заправочные станции, которые уже адаптируют свои объекты для установки зарядных устройств для электромобилей, будут в безусловном выигрыше. Технология, необходимая для зарядки грузовиков, более мощная, чем для зарядки легковых электромашин. А фуры являются регулярным источником дохода: необходимость в зарядке грузовика и потребность водителя в отдыхе создают бизнес для АЗС, предоставляющих пункты зарядки.
Какие грузовики станут электрическими?
Со временем все виды грузовиков будут электрифицированы. Многие грузовики, доставляющие товары в черте города, уже электрифицированы. На очереди — фуры, осуществляющие междугороднюю и международную доставки. Специализированные грузовики, типа машин скорой помощи и МЧС, будут электрифицированы в последнюю очередь.

Развитие электромобилей большой грузоподъемности привлекает инвестиции в разработку новых зарядок и емкости аккумулятора, что обещает решить проблемы, с которыми сталкиваются водители электромобилей, такие как боязнь длинных дистанций. Зарядка постоянного тока (DC) является наиболее перспективным решением для удовлетворения растущего спроса на электрогрузовики. Например, скоро можно будет зарядить электрический грузовик с жесткой рамой до 80% менее чем за час, используя мощные зарядные устройства CCS 2 мощностью 400 кВт*ч.

Но некоторым типам фур требуется еще больше мощности. Одним из последних достижений, которое может обеспечить такой уровень мощности, является система зарядки мегаваттного класса (MCS), которая обеспечивает более 1 МВт мощности. Эта система разработана для обеспечения достаточной мощности для полной зарядки электрического грузовика менее чем за час. Это значительно поможет дальнобойщикам, которым нужно преодолевать большие расстояния, но при этом соблюдать требования по отдыху во время своих поездок. Согласно требованиям ЕС, время за рулём не может превышать 9 часов в сутки, а водителям необходимо отдыхать по 45 минут каждые 4,5 часа.

Период отдыха может включать в себя легкий сон, прием пищи, душ и прочее. Хорошо оборудованные АЗС с дополнительными услугами для водителей грузовиков могут увеличить свой средний чек, а также привлечь легковые автомобили, особенно на дорогах, где редко встречаются заправочные станции.
Дополнительная аргументация в пользу обслуживания электрогрузовиков
кофемашина для офиса
АЗС, расположенные в промышленных зонах или вблизи портов, могут повысить свою эффективность за счет установки зарядных станций для электрических грузовиков и электромобилей в целом. Обычно на таких объектах имеется большая площадь, чтобы разместить несколько крупных грузовиков, перевозящих товары. Кроме того, они могут установить солнечные панели на открытых поверхностях заправочных пунктов и козырьках, чтобы генерировать энергию. Они также могут подключиться к близлежащим ветряным и солнечным фермам, чтобы использовать более устойчивые источники энергии, поддерживаемые батарейным хранилищем. Это делает бизнес более устойчивым, уменьшая количество потребляемой электроэнергии и экономя деньги в среднесрочной перспективе.

Заправочные пункты на автомагистралях предлагают больше мест для парковки и могут удовлетворить высокий спрос. В то время как городские АЗС не имеют места для зарядки грузовиков, на автомагистральных заправочных станциях имеется достаточно места для установки зарядных устройств высокой мощности. Поскольку компании знают маршруты своих грузовиков и могут предсказать, когда им потребуется зарядка, они могут планировать свои поездки и даже заранее резервировать точки зарядки через систему бронирования.

Благодаря этим инновациям АЗС могут стать мобильными центрами нового поколения. Они могут финансироваться за счет привлечения инвестиций в новые предприятия или аренды площади около зарядных устройств для электромобилей и заправочных станций другим компаниям. Это приведет к созданию центра, который мог бы даже предлагать другие виды энергии, такие как водород, а также другие виды услуг, такие как автомойки, рестораны, отели, парикмахерские или спортзалы. Инвестиции в премиум-сервисы на автомагистралях привлекут не только новых водителей грузовиков, но и водителей электромобилей, ищущих точки зарядки с дополнительными услугами вдоль автострад.

Для успешной реализации инфраструктуры зарядки для электрических грузовиков необходимо преодолеть несколько трудностей. В частности, подключение к сети, которая должна быть достаточно мощной для обеспечения необходимой энергии тяжелым транспортным средствам. Кроме того, АЗС также должны правильно спланировать и разработать все подземные сети, в частности кабели, чтобы обеспечить наиболее эффективное и безопасное распределение энергии
Электрификация транспорта неизбежна. Компания РусХОЛТС является ключевым партнером российских АЗС во многих аспектах нетопливного бизнеса, и мы понимаем, что электрификация транспорта сильно повлияет на то, какими будут АЗС будущего. Мы открыты к совместным проектам и готовы выступить партнером по продвижению современных решений для электротранспорта в Российские сети АЗС. Ждем ваши предложения — для этого вам нужно оставить заявку в форме ниже.