Электромобили - реальная угроза для топливных АЗС?

Традиционные автозаправочные станции находятся на гране вымирания
Сегодня электромобили встречаются на дорогах всё чаще, а для многих людей транспорт на электротяге — это уже не эксперимент, а вполне обычное средство передвижения в личных или коммерческих целях. По данным Autostat, в мире уже больше 7 млн. электромобилей. Как дела обстоят с зарядной инфраструктурой? Количество зарядных станций в регионе напрямую зависит от количества электрокаров в стране: чем больше авто, тем больше заправок. Совсем скоро зарядить электрический транспорт станет намного проще и доступнее по сравнению с заправкой автомобиля бензином или дизельным топливом. Это количество будет увеличиваться, что может привести традиционные АЗС к вымиранию.
Рассмотрим современные мировые концепции относительно развития электротранспорта
Переход мирового автопарка на электромобили
Правительство США реализует программу по запрету продаж новых автомобилей, работающих на бензине или дизеле с 2030 года. Многие европейские страны введут мораторий на продажу новых автомобилей на двигателе внутреннего сгорания: Норвегия (с 2025 г.), Нидерланды, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения (с 2030 г.), с 2032 года ДВС будет запрещен в Шотландии, с 2035 года и Великобритании, а Франция объявила о намерении запретить продажу новых автомобилей с ДВС (двигателями внутреннего сгорания) с 2040 года.

В России электромобилей мало – наш рынок пока не готов к большому объему производства электромобилей, но тоже движется в этом направлении.

Российское правительство разработало концепцию развития производства в стране электромобилей. К 2024 году в России планируется выпустить 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них.

Британская консалтинговая фирма IDTechEx прогнозирует, что в течение следующего десятилетия рынок электрокаров вырастет на 30% и продолжит рост во всех регионах в ближайшие 20 лет.
Преимущества зарядки электродвигателей:
Безопасность

Бензин — легковоспламеняющееся вещество. Поэтому, заправка топливом осуществляется на специально оборудованных станциях. Открыть заправочную станцию невозможно легко и быстро без специальных разрешений и допусков.

Доступность электрической зарядки

По сравнению с топливом, электричество повсюду. Сложно представить нашу жизнь без доступа к электрической розетки. Разместить доступные зарядные устройства в местах для парковки не представляет особого труда. Можно купить зарядное устройство для домашнего использования.

Экологичность

Евросоюз и США ежегодно ужесточают требования к экологичности двигателя и ограничивают выброс СО2 легковыми автомобилями.

Экономия денежных средств на ТО

Электромобили не требуют частых техосмотров и замены деталей по сравнению с транспортом, работающим на топливе. Все, что нужно — вовремя обновлять программное обеспечение.

Инновации в инфраструктуре
Фото из открытых источников
В связи с необходимостью заряжать миллионы электромобилей, в мире будет меняться городская и придорожная инфраструктура. Для расширения сети зарядных станций выделены дополнительные инвестиции. В ближайшие 20 лет мы будем наблюдать появление большого количества электрозаправок, как когда-то наблюдали масштабное строительство сетей топливных АЗС.

Во многих городах дизайнеры и инженеры активно разрабатывают зарядные устройства, которые можно крепить на фонарных столбах и встраивать в бордюры. Некоторые компании уже установили зарядные устройства на парковках для своих сотрудников и клиентов.

Эрик Фэрберн, председатель компании Pod Point считает, что заряжать электрокары в ближайшем будущем будет возможно практически в любом месте, где разрешена парковка. Процесс зарядки электромобиля будет похож на зарядку мобильного телефона посредством подключения устройства к сети, а это время скоротать за чашечкой кофе.
Владельцы АЗС опасаются роста популярности электрокаров
По мере того как электромобили начнут вытеснять транспорт с ДВС, топливных АЗС может остаться совсем немного. Например, в Великобритании сегодня 8380 действующих автозаправочных станций и большинство из них могут закрыться в ближайшем будущем.

После закрытия топливных АЗС водителям автомобилей придется тратить время на поездку до заправочной станции. В сложившейся ситуации работающие топливные АЗС повысят цены, чтобы сохранить прибыль.

Тем временем, заряжать ваш электромобиль будет все проще и проще. Более того, по мере расширения рынка, электромобили станут дешевле, а значит еще доступнее.
Будут ли перебои в сети ?
Представители национальной электросети Великобритании (National Grid plc) заявляют, что в стране не будет проблем с зарядкой всех электромобилей, которые появятся на дорогах. Ожидается увеличение спроса на потребление электричества всего на 10%. Небольшой процент роста потребления электричества связан с тем, что мы пользуемся автомобилем для поездок гораздо меньше, чем обычно себе представляем. По данным Департамента Транспорта, средняя поездка в день на автомобиле в Соединенном Королевстве составляет всего 8,4 мили (около 13 км).

Изабель Хейг, глава управления National Grid plc считает, что электросеть обладает достаточными резервными мощностями. К тому же, все электрокары не будут заряжаться одновременно. Большая часть людей ставит машины на зарядку на ночь когда нет пиковой нагрузки на электросеть. Еще одним преимуществом ночной зарядки является ее более низкая стоимость по сравнению с дневным тарифом.

Владельцам электрокаров помогут интеллектуальные системы зарядки. Они позволят зарядному устройству подключаться к центральной электросети, чтобы определить наилучшее время для зарядки автомобиля.
Альтернативные решения для АЗС
В маленьких городках и поселках Европы станции техобслуживания являются порой единственным магазином с повседневными товарами. АЗС идеально подходят для создания на их базе кафе, магазина или ресторана, так как у заправочных станций удобный подъезд и местоположение, что нравится посетителям.

Пример трансформации АЗС в клуб Hyde Park Book Club в Великобритании
Фото из открытых источников
Предприниматель Джек Симпсон трансформировал старую заправочную станцию в городе Лидс, в клуб под названием Hyde Park Book Club. Автозаправочная станция существовала более 80-ти лет. Jack Simpson решил, что старая АЗС очень выгодно построена в центральной части города, а также здание имеет просторный зал и большие окна, что идеально подходит для ресторана или галереи. В хорошую погоду в просторном дворе выносят столики, где можно поесть или поработать. В здании клуба проводят выставки, вечера, предлагают авторские блюда от шеф-повара.
Как переформатировать автозаправочные станции в соответствии с современными тенденциями?
Предлагаем рассмотреть успешные решения и поразмыслить о новых идеях для АЗС:


Сеть кафе или ресторанов с "быстрой кухней"

Примерно треть крупнейших сетей АЗС мира, да и России, уже внесла данную стратегию в долгосрочный план развития. Сеть АЗС становится сетью заведений общественного питания, на которой "можно еще и заправить автомобиль". Благодаря удобному расположению в городской инфраструктуре или на трассе, у вас появятся постоянные посетители, которые оценят по достоинству вкусную свежеприготовленную выпечку и полезные блюда.

Инновационные сервисы «последняя миля» с установкой почтоматов и организации "дарк китчен"

Сервис за счет автоматизации с использованием почтоматов позволяет оптимизировать процесс доставки и получения отправлений конечному получателю. Курьеры могут выполнять функцию последней мили, забирая товары из почтомата, куда товар будет централизованно привозить грузовой транспорт. Такая же ситуация с "дарк китчен"— АЗС могут готовить еду на доставку, работая в радиусе нескольких километров. Таким образом еда будет всегда свежеприготовленная, а доставка очень быстрая.

Новейший тренд – электрозаправки

Дополнительно на топливной АЗС оборудовать электрические заправки.

Такие сервисы на АЗС выгодны еще и тем, что электромобиль заправляется 10-30 мин и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС. Сами по себе пункты зарядки в ближайшие годы бизнесом не станут, но их установка на трассах принесет хорошую прибыль в продаже сопутствующих товаров в кафе и магазине на АЗС.

Расширение ассортимента сопутствующих товаров

В Европе доля сопутствующих продаж от общей выручки на АЗС составляет: в Германии – 49%, в Великобритании – 56%, в Бельгии – 65%, по данным KPMG. Основная часть продаж автозаправок там приходится на спиртное. Магазины на АЗС работают круглосуточно (в отличие от остальных магазинов) и имеют лицензию на продажу алкоголя, что положительно сказывается на доходности заправок.

В России, по данным KPМG сбыт сопутствующих товаров на АЗС составляет около 10-20% от общей прибыли.

Химчистка и прачечная

Эти услуги будут популярны если рядом нет похожих предложений. На заправке можно получить качественный сервис, причем сделать это на привычном маршруте следования.