Будущее АЗС: уничтожат ли электромобили бензиновые АЗС?


В связи с очевидным ростом спроса на электрокары во всем мире, привычный формат АЗС требует «перезагрузки» , чтобы не потерять актуальность. На сегодняшний день в США работает 150 000 АЗС, в России по разным оценкам от 20000 до 30000 АЗС, в Англии не более 9000 АЗС. Если оценить риски и тенденции, большая часть традиционных топливных АЗС может оказаться убыточными к 2035 году. Такие же данные приводит Бостонская Консалтинговая Группа: по их оценкам к 2035 году убыточными станут от 25% до 80% АЗС.
Полный отказ от автомобилей с бензиновым двигателем – мировые тенденции
По данным консалтинговой компании ВСG, к 2030 году продажи электрических автомобилей превысят продажи транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. Volvo станет исключительно электрическим брендом к 2030 году, а General Motors - к 2035 году. Штаты Калифорния и Вашингтон планируют прекратить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, Губернаторы 12 штатов подписали письмо, призывающее президента Байдена ввести подобный запрет по всей стране. Мы думаем, что только полностью электрические автомобили представляют угрозу для АЗС.
Новые реалии – дистанционная работа и доставка еды
Популяризация удаленного формата работы существенно сокращает пробеги автомобилей. Существуют и другие, факторы, влияющие на снижение посещаемости традиционных АЗС: снижение расхода автомобилей, рост популярности служб доставки. Доставка товаров, еды и продуктов питания на дом значительно сократила количество поездок людей и стала одним из эффективных способов экономии топлива и денежных средств.
Перспективы АЗС будущего – взгляд профессионалов
Существует множество возможностей для развития АЗС, основанных на обновлении набора услуг.

BCG предлагает несколько способов:
1
Добавьте зарядку
Очевидный, но совсем не такой простой шаг из-за потребностей инфраструктуры в увеличении электрических мощностей. Решение требует серьезных изменений в структуре АЗС.
2
Переходите на цифровые технологии
Некоторые магазины у дома в плане цифровых технологий торговли на пять-десять лет опережают типовые АЗС. Даже такая простая вещь, как доставка вещей из магазина и выдача их на заправке, может улучшить положение АЗС. Еще важнее ускоренное внедрение технологий персонификации и автоматизации маркетинговых коммуникаций.
3
Мобильная заправка
Может ли АЗС доставить топливо до крышки бензобака? Да, но существуют технические и законодательные препятствия. Однако, развитие рынка доставки "всего и везде" очевидно когда-нибудь раскачает и рынок доставки топлива. Возможно, пока рынок еще к этому не готов, но время бежит очень быстро и целые рынки меняются в считанные месяцы.
4
Повышайте опыт
Измените привычную модель АЗС, чтобы набор сопутствующих услуг стал максимально привлекательным для каждого клиента, а сам процесс заправки автомобиля стал второстепенным. Рестораны быстрого обслуживания премиум класса, точки выдачи заказов, кухни "дарк китчен" для доставки свежих блюд от шеф-повара - это лишь некоторые идеи для современной АЗС, которые обретают смысл в сегодняшних реалиях.
Замена батареи электромобилей непосредственно на АЗС– открытый вопрос
Единственное, в чем нельзя быть оптимистичным – превращение традиционной АЗС в станции для замены аккумуляторов электромобилей. Идея кажется прогрессивной и логичной на первый взгляд. Попытки создания и внедрения подобной технологии уже предпринимались стартапом Better Place и Tesla. Разработчики хотели воплотить в жизнь идею оперативной замены батареи на АЗС. Как оказалось, это решение требует большей стандартизации и проработки чем может дать индустрия электромобилей на сегодняшний день.
В 2020 году китайский производитель электромобилей BAIC BluePark New Energy Technology Co. и NIO Inc., начал тестировать сервис замены батарей, на который, по их словам, уходит около трех минут. BAIC установили 187 станций замены батарей в Китае.

Как видим, у новой технологии есть реальные перспективы, если ее поддержит достаточное количество автопроизводителей и местные правительства.