Запуск АЗС с нуля.
Строим бизнес план

Вложение денег в открытие АЗС с нуля – серьезное решение. Направление придорожного сервиса серьезно развивается во всем мире, однако это не гарантирует успеха каждому проекту в этой сфере. Как и везде в экономике, конечный успех зависит от множества факторов, главным из которых на стартовом этапе запуска АЗС является грамотное планирование.

Независимые станции переживают сегодня не самые простые времена, однако помимо трудностей кризисные периоды также предоставляют определенный зазор для возможностей, которым можно воспользоваться для вхождения в этот рынок.

Так что – начнем!

1. Будьте готовыми ко всему

Первый и самый важный момент – ваша готовность принять ответственность в рамках проекта АЗС и выработать готовность к тяжелой работе. Топливный рынок – конкурентная, высоко зарегулированная область экономики, с большим количеством бюрократической волокиты, требующая полного посвящения времени и сил поставленной цели.

Либо вы готовы принят всю ответственность за проект и связанную с этим нагрузку, либо стоит подумать о более щадящих направлениях рынка.

2. Определитесь с типом станции и исследуйте отрасль

Если решение принято – начинаем работу.

Сегодня проекты АЗС реализуются в трех основных форматах – станции полного цикла обслуживания (fullservice), экспресс-обслуживания (minimumservice) или самообслуживания (self-service).Это базовая типология, но без выбора формата двигаться дальше не возможно: он влияет на все осталные аспекты работы по созданию вашей будущей АЗС.

Земельный участок, коммуникации, закупка оборудования, найм сотрудников – все вытекает из этого базового выбора.
Чтобы сделать его максимально точным, изучите ситуацию с АЗС в регионе, где планируется открытие ваших станций.

Население, количество автовладельцев, тразитные маршруты, коммерческий трафик, конкуренция и типы станций у конкурентов – важна каждая деталь, без тщательного исследования рынка двигаться дальше невозможно.

3. Найдите нишу, определите ваш профиль

Помните об одной простой истине: каким-бы насыщенным не казался рынок, ниши для занятия существуют всегда. Иногда это повышенная скорость обслуживания (на особо проходимых и нагруженных трассах), иногда – отличный сервис, зона кафе и магазин при АЗС с достойным выбором продуктов, релевантных для водителей.

Думайте, ищите, изучайте пространство вокруг вашей будущей АЗС, ту среду, где ей предстоит работать.

Самый просто совет – старайтесь включить в сферу интересов всех, кто владеет и использует ТС: частные автовладельцы, таксисты, коммерческий транспорт, домохозяйки за рулем, молодые семьи, пенсионеры и т.д.

Автомобиль перестал быть роскошью и стал предельно массовым явлением – планировать экономическую модель будущей станции необходимо исходя из этого понимания, полной инклюзивности различных групп потребителей ваших услуг.
Ниша может быть где угодно: «АЗС + отличное кафе с готовой едой, потому что в районе работает много такси и приезжает много курьерских авто», «АЗС + отличный магазин с товарами для дачи, потому что станция располагается на выезде в загородном направлении» и т.д.

Тщательно изучите предложения конкурентов в районе – от личных визитов до изучения финансовых показателей (доступных в открытых источниках), это поможет точнее понять, кто из конкурентов упускает из вида возможности, которые пригодятся вам для развития своей АЗС.

И, кстати, не забудьте при планировании магазина или кафе про зону с кофе. Сегодня это один из главных локомотивов продаж на АЗС.

4. Пишем бизнес-план и начинаем

Переходим к пошаговому бизнес-плану: он крайне важен, поскольку представляет собой пошаговое руководство к действиям и чек-лист проекта. На его основании будут приниматься решения и выдаче займов в банках, предоставлении особых условиях закупок оборудования, будет происходить согласование инженерных мощностей и лицензий от государства.

Обязательные части любого бизнес-плана АЗС:

  • общая стоимость проекта
  • модель окупаемости со сроками
  • оценка рисков с описанием возможных проблем и способов их урегулирования
  • стратегия управления и развития АЗС на 2 года
  • маркетинговый план
  • резюме проекта, ваша анкета и краткая биографическая справка.

Помните, что огромная часть успеха АЗС – качественная локация. Многие просчеты на начальной стадии проекта можно будет сгладить далее по ходу его развития – многие, но не локацию станции.

Присмотритесь к популярным коммерческим зонам, перекресткам значимых транспортных артерий и шоссе федерального уровня, большим жилым массивам (въездам и выездам), а также промышленным зонам.
Обязательно проведите консультации с юристами, специализирующимися на лицензировании, чтобы избежать неожиданных проблем после открытия, не попасть под штраф или полную ликвидацию бизнеса.

Юридическая чистота должно носить сквозной характер – от участка земли до оформления сотрудников, мелочей здесь нет, просчеты и упущения могут обернуться катастрофой.

Кстати, не забудьте о страховке

5. Стройка и бюджет

АЗС – дорогостоящий проект: современная заправочная станция является комплексным объектом, сочетающим в себе топливную инфраструктуру, зоны отдыха и дополнительных сервисов, которые обычно состоят из кафе, санузлов, торговых зон и даже происходства готовой еды (выпечка, фастфуд).

Обычно бюджет АЗС учитывает:

  • Покупка или аренда участка земли под АЗС
  • Стойматериалы и подключение к инженерным сетям
  • Монтаж топливной инфраструктуры (подземные цистерны, топливно-раздаточные колонки)
  • Прочее оборудование для помещений АЗС – кассы, стеллажи, зона кафе, санузлы
  • Страховые платежи
  • Оплата лицензий и разрешений
  • Закупка товаров и расходных материалов

6. Цепочка поставок: топливо и нетопливные товары

Особое внимание следует уделить поставщикам: без хороших отношений с ними долгосрочный успех невозможен, более того, проект АЗС может и не взлететь совсем, в том случае, если у вас нет возможности опираться на отлаженную систему надежных поставщиков топлива и нетопливных товаров.

Это не-финансовая статья бизнес-плана – скорее, успех зависит от вашей способности определить надежного игрока в этой области и выстроить с ним качественные деловые коммуникации, заручившись гарантией наличия на АЗС то, за чем водители приезжают туда в первую очередь: качественным топливом всех популярным видов в необходимом объеме, а также не-топливные продукты первой необходимости на дороге – еда, напитки, автомобильные мелочи, товары для загородного отдыха.
Заложите в бизнес-план решение любых транспортных вопросов с доставкой продукции на АЗС. Будет ли это ваш собственный транспорт или контракт с профильной компанией – главное, чтобы вывеска «Бензина нет» никогда не появилась на вашей АЗС.

7. Ценообразование и успех

В бизнес-план необходимо закладывать ценообразование на продукты и услуги АЗС. Топливный рынок в этом плане строго регулируется, так что любой игрок на этом рынке действует в определенных пределах, выйти за которые не получится.

Таким образом, на первый план в бизнес-плане выходят все нетопливные направления деятельности вашей будущей АЗС. Кафе, магазин, обслуживание автомобилей (мойка, подкачка шин, услуги гаража) – любое из этих дополнительных направлений предоставляют огромные возможности по заработку, более того, быть по-настоящему успешным в этом бизнесе без качественного нетопливного направления попросту не получится.

Поэтому рекомендуем тщательно просчитать все доступные способы развития нетопливных направлений, чтобы минимизировать зависимость бизнес-модели от колебаний цен на топливо, возможные шаги регулятора и крупнейших игроков на этом рынке.

Любые закупки напрямую, близость к логистическим центрам, работа в составе сообщества таких же независимых АЗС как и ваша – все может сыграть на руку и помочь вам поддерживать необходимый уровень цен на станции – выгодный для вашего бизнеса и для клиентов.