10 критериев для выбора лучшего поставщика

На что стоит обратить внимание?
Качество эко-системы поставщиков и партнеров в современном бизнесе играет огромную роль. В одиночку компания не добьется ничего, с опорой на надежных контрагентов можно свернуть горы. Приводим список самых важных критериев отбора компаний для сотрудничества.
Вы когда-нибудь тратили время и силы на выстраивание отношений с поставщиком только для того, чтобы через некоторое время понять, что сделали неправильный выбор?

К примеру, выбирая контрагента по критерию оптимального ценового предложения вы проглядели такой момент, как невысокое качество товаров и общий уровень культуры работы этой компании.
Несовпадение между вашими потребностями и предложением поставщика может повышать издержки и приводить к задержкам, что в итоге негативно отразится на репутации вашей компании.

Чтобы этого не произошло, предлагаем вашему вниманию чек-лист из десяти основных пунктов, на которые следует обращать внимание при построении взаимодействия с поставщиками.

1. Компетентность

В первую очередь, обратите внимание на уровень компетентности компании-поставщика: сопоставьте возможности компании с вашими потребностями, также не забудьте изучить мнение о компании других игроков на рынке. Были ли проблемы в работе? Почему некоторые компании в итоге сменили поставщика?

Ориентируйтесь на компании, схожие по своему профилю с вашей организацией.

2. Объем операций

Поставщик по объему своего бизнеса должен быть способным справляться с запросами вашей компании. Обратите внимание на ресурсы контрагента: достаточно ли их для того, чтобы вы, в свою очередь, смогли обеспечить потребности своих клиентов? В понятие "ресурсы" в данном случае входит штат компании, оборудование, транспорт и технологии, складские объекты).

3. Способность выдерживать качество

Поставщик должен продемонстрировать свою приверженность высоким стандартам качества работы. Не следует пренебрегать проверкой наличия всей соответствующей документации - ISO 9001 и прочих стандартов.

Также, поставщик должен показать готовность выдерживать необходимый уровень качества в долгосрочной перспективе сотрудничества с вашей компанией. Обязательно обратите внимание на качество продукции, которую данный поставщик уже продает другим клиентам. Если это товары FMCG - достаточно найти их на полках в магазинах. Так вы сможете убедиться в качестве серийных товаров, а не только образцов, которые Вам предоставил поставщик.

4. Контроль

Поинтересуйтесь, как именно и насколько полно поставщик контролирует соблюдение производственных процессов и политик, процедур проверки качества, работу всех элементов цепочки поставок на своей стороне.

Узнайте кто конкретно и как обеспечивает входной и выходной контроль. Если данные противоречивые и неточные, скорее всего в будущем вы столкнетесь с проблемами.

5. Финансы

Ваш поставщик должен находиться в хорошем финансовом состоянии. "Здоровые" с точки зрения денежного баланса организации гораздо лучше переживают колебания рынка, спады и перебои.

Обратите внимание, какую информацию о себе в этом отношении компания может предоставить, подтверждая свое финансовое благополучие?

6. Цены

Внимательно изучите ценовое предложение продуктовых линеек поставщика. Каков ее уровень по сравнению с другими компании, сотрудничество с которыми вы рассматриваете?

Большинство компаний ориентируются на цены в качестве критерия №1, однако приверженность к соблюдению стандартов качества и финансовое здоровье организации потенциально перевешивают привлекательные цены.

7. Системность

Как поставщик подтвердит свою способность обеспечивать высокое качество товаров и услуг?

Никто не бывает безупречным на протяжении всего времени, однако поставщик должен стремиться привести свои процессы к тому состоянию, которое позволит обеспечить постоянство и системность во взаимодействии с собой. Проверить системность достаточно просто: расспросите нескольких представителей поставщика об одном и том же процессе. Например, о процессе контроля качества. Если разные сотрудники дадут очень похожие ответы - скорее всего процессы в компании носят системный характер.

8. Культура

Лучшие бизнес-отношения построены на основе совпадающих базовых ценностей. Поэтому при рассмотрении поставщика уделите внимание общей деловой культуре компании. Сравните свои ценности, например, качество своих услуг, скорость ответа на письма, опоздания на встречи и даже униформу персонала на производстве. Несовпадение взглядов может означать, что компания может работать в таком виде, в котором это будет неприемлемо для вас.

9. Экологичность

Насколько поставщик придерживается стандартов безотходного производственного цикла с минимальным влиянием на окружающую среду? Соответствует ли компания требованиям законодательства в области экологии? Все "зеленые" инициативы сегодня уже не просто мода: это одно из базовых требований к бизнесу в 21 веке.

Также не забывайте обратить внимание на то, как компания обращается с собственными сотрудниками и партнерами.

10. Коммуникации

Проговорите все вопросы, связанные со взаимодействием между вами и поставщиками. Кто будет вашим контактным лицом в компании? Предложенная модель коммуницирования сочетается с вашими политиками внутри компании?

Также важно договориться о порядке взаимодействия на случай кризисных ситуаций – возможно ли будет решить вопрос на уровне высшего руководства?

Как показывает практика, найти поставщика с отличными характеристиками по всем 10 пунктам – невозможно, кто-то будет безупречен по 2-3 пунктам списка, немного "проседая" по всем остальным.

Хороший совет: список критериев можно использовать как инструмент на переговорах в целях получения выгодных для себя условий сотрудничества, в том числе, оптимальных цен. Вы прямо показываете поставщику свой чек-лист с оценками и используете недостатки поставщика по некоторым пунктам, чтобы получить для себя лучшие коммерческие условия или большую гибкость.