28.05.2020
Как изменятся бренды и медиапотребление после пандемии
Повсеместное введение карантинных мер логичным образом повлияло на поведение покупателей. Посмотрим данные Nielsen, из которых видно, что на 10-й неделе 2020 года (в сравнении с тем же периодом прошлого года), в среднем продажи FMCG-товаров выросли на 81%. Причем это был естественный прирост, зафиксированный еще до пандемии, и который составил +50%. Однако после введения карантинных мер пиком увеличенного спроса стала 12 неделя, после чего уже стал наблюдаться спад в в большинстве категорий товаров FMCG.
Как продавцы и потребители изменились за период карантина? В этой статье мы хотим рассмотреть основные способы коммуникации брендов и тенденции, которые многие компании уже взяли за основу, чтобы быть на связи со своей аудиторией.
Адаптация производства к новым реалиям
Многие компании изменили перечень товаров на полках, добавив те, что в сложившихся условиях имеют большой спрос. Российские компании по производству косметики Mixit и Л'Этуаль оперативно отреагировали на кризис и увеличили производство санитайзеров, а также начали выпускать многоразовые хлопковые маски. В большей степени это было социальной мерой. Несмотря на увеличение курса доллара бренды стараются сохранить «докризисные» цены и поддержать покупательскую способность. К таким же активностям присоединились Faberlic, Avon, Aliexpress совместно с Почтой России, Absolut и другие. К слову сказать, 99% компаний стали более тщательно подходить к вопросу уборки и дезинфекции. В супермаркетах изменился режим работы, в некоторых магазинах установлены 30-ти минутные перерывы, во время которых происходит влажная уборка и дезинфекция. На входе выдают одноразовые маски, перчатки и предлагают обработать руки санитайзером. Появилась напольная разметка для соблюдения социальной дистанции. Открытые продукты стали упаковывать в пластиковую тару и накрывать плёнкой.


Коммуникация номер один в текущих реалиях - безопасность превыше всего.
Конечно, карантинные меры не могут не влиять на потребление товаров. Тенденция спада продаж неизбежна и наблюдается уже несколько недель. Однако, это не мешает ведущим игрокам призывать своих потребителей оставаться дома. Рекламные кампании с этим призывом, коллаборации с лидерами мнений активно предлагают побыть дома и разнообразить свой домашний досуг. Например, сеть кофеен Cofix запустила доставку и сделала проект Cofix at home, в котором делятся рецептами и он-лайн уроками по приготовлению кофе дома с помощью обычной турки или кофемашины. Что касается кофе, то сеть супермаркетов Магнит за последнее время открыли два магазина ультра малого формата (торговая площадь около 20 кв.м) на территории новой инфекционной больницы. В рамках магазинов установили зоны самообслуживания, где есть кофемашины WMF с модулем удаленного мониторинга BMS Coffee Control и холодильником, находящиеся в так называемой "зеленой зоне" и открытые для посещения медицинским персоналом больницы.


Коммуникация номер два - "оставайтесь дома".
Эта коммуникация образует и новый тренд для бизнеса, тренд digital-трансформации бренда и его присутствия в онлайне.

Важно не забывать, что сейчас, когда есть уверенность, что ограничительные меры вот вот будут сняты, ваши клиенты ожидают от вас новостей и доверяют вам, поэтому необходимо заранее сообщать им об изменениях в своей работе и наличии товаров.

Более 85% потребителей сообщают, что совершенно не против получать от компаний и брендов актуальную информацию о происходящем. Расскажите клиентам, как вы работаете, открыты ли магазины и изменились ли сроки доставки заказов.



Коммуникация номер три - "информируйте ваших клиентов".
На изображении можно увидеть пример коммуникации РусХОЛТС с клиентами в сегменте B2B, использующими кофейные модули самообслуживания.
Что касается тенденций, то можно выделить следующие. Тенденция поддержания потребителя. Важно поддерживать чувство оптимизма с помощью опережающих сообщений от бренда.

Любым компаниям важно не только решать краткосрочные задачи, но формировать стратегию на ближайшее будущее. В текущей ситуации важно правильно подавать информацию, оптимизировать расходы на рекламу. Снижение продаж, как уже упоминалось выше, уже стало неизбежным фактом, а это так или иначе повлияет на имеющийся рекламный бюджет.

Что касается рекламных каналов, то сегодня важно выбрать те, которые по максимуму смогут задействовать вашу аудиторию, сидящую дома. Сейчас самое время увеличивать количество подписчиков и развивать сообщества в социальных сетях.

И в заключении хочется призвать всех готовиться к возвращению жизни в её привычное русло и начать формировать вашу стратегию, рекламные акции.

Для брендов и компаний в сфере розничной торговли важно ускорить свое цифровое преобразование, увеличить количество бесконтактных операций, задействовать цифровые инструменты, технологии и максимизировать использование Data.