Онлайн торговля на АЗС продуктами питания

Можно ли использовать АЗС в качестве точки роста продаж?
АЗС как объект экономической жизни сегодня выходит за рамки своего основного предназначения: продавать топливо водителям. Один из возможных сценариев развития включает в себя опцию выдачи заказов, сделанных покупателями в онлайне, в том числе – продуктов питания. Пример подают крупнейшие мировые ритейлеры.

Walmart - первопроходец

Крупнейший ритейлер в мире, сеть Walmart, запустила в пилотную эксплуатацию новую роботизированную систему выполнения онлайн-заказов покупателей с выдачей через специальный пункт, встроенный в традиционный для сети гипермаркет.

Проект реализован совместными усилиями Walmart и стартапа Alert Innovation и носит название Alphabot. Пилотная система запущена на территории гипермаркета сети в городе Салем штата Нью-Гэмпшир, целевая аудитория – покупатели на автомобилях.

Отпуск продуктов на регулярной основе начнется 1 октября, после чего новые технологии будут переведены в режим коммерческой эксплуатации до конца текущего года. В состав системы входят автоматические беспилотные тележки, которые будут доставлять собранный на складе заказ и привозить их на ленту выдачи заказчику.
Проект также включает в себя Pickup Tower, точку, где покупатели смогут вернуть онлайн-заказы меньше, чем за 1 минуту; сканер полок Bossa Nova, использующий автоматизацию для проверки остатков, корректировки цены и недостающих товарных позиций; конвейерно-сканирующую систему FAST Unloader, автоматически сортирующую товары из ежедневных поставок в соответствии с отделом и приоритетностью по срокам реализации; программу CheckOutWithMe, обеспечивающую возможность расчетов по всей территории точки продаж без привязки к стационарному кассовому терминалу.

Из людей в рамках системы работает штат персональных помощников, контролирующих процесс формирования и выдачи заказа. Экономится время на процессах поиска и выбора необходимого продукта.

В своем блоге, компания пояснила, что возможности системы затронут большую часть ассортимента сети, деликатные и скоропортящиеся продукты в заказ будут собирать люди, а не роботы. Скорость обработки 95% заказов не будет превышать 7-8 минут. Сеть Walmart предлагает сервисы выдачи заказов в 1800 своих точек с планами на 2000 к концу 2018 года, причем Alphabot может начать доставку заказов на дом на 40% территории США.
Прорыв одной компании - стартовый сигнал для всей отрасли
Проекты, подобные Alphabot, символизируют собой ближайшее будущее торговли продуктами питания в онлайн-пространстве, которое будет выражаться в улучшение потребительского опыта в направлении скорости и легкоcти получения желаемого набора продуктов.
Проекты, подобные Alphabot, символизируют собой ближайшее будущее торговли продуктами питания в онлайн-пространстве, которое будет выражаться в улучшение потребительского опыта в направлении скорости и легкоcти получения желаемого набора продуктов.

И Wallmart здесь не единственный игрок: Amazon недавно также запустил в своем подразделении, нацеленном на торговлю продуктами питания,Whole Foods зоны drive-through выдачи товаров, рассчитанные на 30 минут как максимальное время обслуживания.

Пока что сервис действует в Whole Foods Market в Калифорнии и Вирджинии, больше штатов и городов добавятся до конца 2018 года. Члены премиальной программы Amazon Prime могут размещать заказы через приложение, указывая точку и время, где и когда им было бы удобнее всего забрать заказ.
Заказы на сумму $35 и выше должны оформляться в системе минимум за 1 час до предполагаемого времени выдачи, или за 30 минут, если их стоимость начинается от $4,99.Существует опция экспресс выдачи, когда клиент сообщает, где именно по пути в магазин он находится и что ему нужно, после чего выдается реальное время сбора заказа.

АЗС vs. Ритейл или АЗС + Ритейл?

Еще один потенциально прорывной канал торговли по этой методике: сети АЗС. Не секрет, что многие из них (в США, Канаде, Японии) уже не просто расширяют предложение в сегменте продуктов питания, но принимают предзаказ и даже обкатывают доставку.

Другое дело, что их ассортимент и возможности по объемам отдачи заказов не смогут сравниться ни с Amazon, ни тем более с Walmart – однако никто не говорит о прямой конкуренции с сетями ритейла.
Почему бы не рассмотреть партнерство между двумя сторонами одного процесса: пока заправляется машина положить в ее багажник коробку с предзаказанными продуктами, сэкономив водителю время и нервы, необходимые для поездки в гипермаркет с его очередями, толпами людей в залах и проблемами с парковкой – кто бы из нас отказался от такой услуги?

В России такие услуги пока что не развиваются на систематической основе – существует огромная ниша, которую пока что не спешат заполнить ни сети АЗС, ни сети ритейла. Интересно, кто сделает первый шаг в этом направлении на нашем рынке: потенциал сервиса просто огромен.